Зачем нужно гарантийное письмо от собственника?
В наше время гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса от собственника занимает важное место в комплекте документов, необходимых для регистрации юридических лиц. Именно поэтому закономерным является и повышенный интерес к нему со стороны предпринимательского сообщества. В данной статье мы постараемся рассмотреть максимум вопросов, возникающих вокруг этой темы: что это за документ, как он оформляется, где выдается и какие сведения содержит...
Сначала скажем несколько слов об области применения данного документа, ведь регистрация юридических лиц – это, разумеется, не единственная сфера деятельности, где нам приходится сталкиваться с гарантийным письмом.
Итак, гарантийное письмо от собственника не заменимо в случае, когда при заключении сделки у предпринимателя по каким-то причинам нет возможности провести проверку своего контрагента, убедиться в его надежности и гарантировать себе четкое исполнение договорных обязательств.
Важный момент: законодательно гарантийное письмо (как и некоторые другие документы, предоставляемые предпринимателями в качестве подтверждения юридического адреса предприятия) не включено в перечень обязательных документов при регистрации юридического лица.
Однако здесь необходимо понять следующее: регистрация предприятия не по фактическому адресу противоречит нормам закона, поэтому никакого списка, тем более обязательных документов, в данном случае не может быть.
Таким образом, значение гарантийного письма, как обязательного документа при регистрации юридического лица, преувеличено.
Совсем другое дело – практическая сторона вопроса. Не секрет, что в наши дни максимально быстро добиться необходимого результата можно, не столько руководствуясь законом, сколько следуя по течению сложившейся практики, глядя на действия большинства. А сложившаяся практика диктует следующее условие: если регистрирующий орган – а конкретно ИФНС 46 – требует при регистрации представить дополнительные документы на юридический адрес, то их лучше предъявить, ведь в противном случае можно запросто получить отказ. Именно такие ситуации послужили причиной тому, что в настоящее время стерлась когда-то существующая грань между обязательным и необязательным наличием гарантийного письма в пакете документов. Таким образом, если Ваш следующий шаг – юридический адрес от собственника, предыдущим шагом должно быть получение гарантийного письма.
Теперь же постараемся ответить на вопрос, какую функцию выполняет документ под названием «гарантийное письмо» и что в действительности он гарантирует?
В широком смысле слова, под гарантийным письмом подразумевается деловое письмо, содержащее в своем тексте подтверждение (то есть гарантию) выполнения каких-то действий либо соблюдения конкретных условий (к примеру, сроков оплаты полученной продукции, выполненной работы или оказанных услуг). Другими словами, гарантийное письмо – это способ обеспечения исполнения определенных обязательств сторонами сделки.
В контексте регистрации юридических лиц гарантийное письмо является документом, который предоставляет собственник арендуемого помещения, гарантируя заключение договора аренды с организацией, которой выдано это гарантийное письмо, т.к. заключение договора аренды возможно только после государственной регистрации юридического лица.
Если собственником адреса является юридическое лицо, то гарантийное письмо составляется, как правило, на фирменном бланке компании, заверяясь печатью и подписью генерального директора этого юридического лица. Если собственником является физическое лицо или индивидуальный предприниматель, то гарантийное письмо подписывается физическим лицом, собственником помещения. Если у индивидуального предпринимателя есть печать, то на гарантийном письме должна стоять печать ИП. В случае если гарантийное письмо подписано сторонними лицами – не лично собственником, у данного лица должны быть полномочия на подпись данного документа: как правило, это нотариально заверенная доверенность, которая подтверждает тот факт, что данный человек уполномочен подписывать подобные документы. Не менее важным является и такой момент: в самом гарантийном письме должно быть указание на реквизиты этой доверенности, а именно – номер внесения в реестр нотариуса и дата выдачи доверенности. Максимальный срок действия доверенности составляет три года.
Некоторые собственники, слишком трепетно относясь к оформлению своих гарантийных писем, стараются сделать их уникальными, пытаясь таким образом минимизировать риск подделки документов по своему юридическому адресу.
Гарантийное письмо на юридический адрес может иметь различное содержание, однако, согласно сложившейся практике, существует перечень рекомендованных составляющих такого письма. Общепринятый заголовок документа – «Гарантийное письмо»; оно должно содержать дату его подписания; название компании и должность лица, предоставляющего данный документ; а также наименование организации, в отношении которой это письмо предоставляется. Текст гарантийного письма также должен содержать подобную формулировку: «настоящим письмом ФИО гарантирует компании ООО «NNN»…»).
Кроме того, гарантийное письмо может содержать дополнительные положения. К примеру, в нем может быть прописано разрешение от собственника на использование данного юридического адреса во всех официальных документах предприятия при совершении всех юридически значимых действий, а также обязательства стороны при истечении срока действия договора или условия его досрочного прекращения.
Однако необходимо понимать, что как бы безукоризненно не было составлено гарантийное письмо, все-таки оно не дает абсолютно надежных юридических гарантий исполнения обязательств. Гарантировать полную уверенность сможет только договор аренды, заключенный по всем правилам.
Итак, мы выяснили, что официального статуса «обязательного» документа гарантийное письмо не имеет, однако преуменьшать его вес в процедуре регистрации юридического лица все-таки не стоит. На данный момент при подаче документов на регистрацию юридических лиц гарантийное письмо является «крайне рекомендуемым» документом, ведь именно по нему регистрирующий орган определит, давал Вам право собственник адреса регистрировать свою компанию на его юридический адрес или нет. Таким образом, если в процессе подготовки документов на регистрацию у Вас есть возможность получить гарантийное письмо от собственника – этим лучше воспользоваться: лишним это точно не будет.